А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЖЕЛЯ (Жля) — богиня смертной печали. «Желя», «желение» — скорбь
по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу.
Чешский хронист середины XIV века Неплах описывает славянскую богиню Желю.
В славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Однако с
принятием христианства на Руси появились специальные поучения,
ограничивающие проявление неумеренной печали по умершим. Например, в
«Слове св. Дионисия о жалеющих» говорится: «Есл ли отшедшим отселе душам
тамо кая полза от желения?» Сходное обозначение обрядов «желенья и
карания» встречается в перечислении различных языческих обрядов в списке
XVII века древнерусского «Слова некоего христолюбца...». «...И пускай
несет темная Желя погребальный пепл в своем пылающем роге» (А.М. Ремизов.
«К Морю-Океану»).
ЖИВА (Живана, Сива) — богиня мировой жизни (весны), плодородия и
любви; воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям
смерти. Жива своим приходом животворит воскрешает умирающую на зиму приду,
дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит
яблоко, в левой — виноград. В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка
принималась за ее воплощение. Прилетая из вирия, из той заоблачной страны,
откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают
девы судьбы, кукушка ведает часы рождения, брака и смерти. Так доныне,
заслышав весеннею порою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет
остается жить на белом свете. Ответы ее признаются за пророчество,
посылаемое свыше. Девушки чествуют кукушку: крестят ее в лесу, кумятся
между собой и завивают венки на березе. «...Обряд этот (крещение
кукушки)... связан с обновлением жизненных сил природы: после зимнего
умирания — возрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона
действа — повлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По
представлениям древних славян, в кукушку превращалась богиня жизни Жива»
(А. Стрижен. «Народный календарь»).
ЖИВОТ — божество полянских славян, имя его означает жизнедателя
или сохранителя жизни.
ЖУРБА — женское божество, воплощавшее беспредельное сострадание.
ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная
птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство —
сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска
Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми
яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению
своему совершенно тождественными с живою водою. Когда поет Жар-птица, из
ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками
грома рассыпаются блестящие искры молний. Иногда в сказках Жар-птица
выступает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над
горой./ Будто полдни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов.
«Конек-горбунок»).
ЖИРОВИК — одно из многочисленных прозваний домового-доможила.
Жировиком называют его за то, что любит жить в тепле и холе. Еще зовут
«лизень» или «лизун» за некоторые житейские привычки: возится по ночам с
посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. Жить
предпочитает за печкой или в подполье, любит вертеться возле печки.
Существо незримое. «Ой, бабушка, иди домой, лизун пришел, муку слизал
овсяную, оржаную, пшеничную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...»
(Е.Честняков. «Бывальщина»).
ЖАБАЛАКА — оборотень, который является в виде жабы.
ЖИВАЯ ВОДА (амрита, нектар, амброзия) — бессмертный напиток.
|