А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ТРИГЛАВ — главное языческое божество многих племен древних
славян, владыка трех царств: неба, земли и ада (т.е. воздушного царства,
облачных подземелий и грозового пекла). У чехов у Триглава — три головы
козлиные, что свидетельствует за его громоносное значение (козел —
животное, посвященное Тору). В Щецине трехглавый идол Триглава стоял на
главном из трех холмов и имел на глазах повязку из золота, что связано с
причастностью этого божества к гаданиям и предсказанием будущего. Согласно
различным мифологическим традициям в Триглав включали разных богов. В
Новгороде IX века Великий Триглав состоял из Сварога, Перуна и Свентовита,
а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из
Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и
Стрибога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на
иерархической лестнице.
ТРОЯН — языческое божество, в старинных памятниках о нем
упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Волосом. Имя Троян образовалось из
слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с Триглавом. По
указанию одного из вариантов сербского предания, Троян имел три головы и
восковые крылья, и козьи уши. «.При гаданиях вороного коня Триглава трижды
води' ли через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и,
возможно, восточнославянской традициях треглавый персонаж — Троян» (В.Я.
Петрухин). В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая —
животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тремя царствами.
ТУР — воплощение Перуна; «на своих законопротивных соборищах
некоего Тура-сатану и прочил богомерзкия скареды измышляюще вспоминаютъ»
(Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и
стремительном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова,
«ярый тур» — храбрый, могучий воитель.
ТУГАРИН (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич) — в
русских былинах и сказках образ злого, вредоносного существа змеиной
природы. Это персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею
Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с
кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности,
язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым в летописи
половецким ханом Тугорканом (XI век). «...Стал там станом злой враг
Тугарин, Змея сын. Вышиной он как. высокий дуб, меж плечами косая сажень,
между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь:
из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит» (Русская былина).
ТРАВНИЦА (кореньщица) — знахарка, колдунья.
ТРАВОВЕД — колдун.
ТАРТАР — подземная пропасть, никогда не освещаемая и
несогреваемая солнцем, куда будут посланы души грешников: «а се есть
тартар — зима несогреема и мраз лют».
ТМУТОРОКАНЬ — древнерусский город на берегу Черного моря в
районе нынешней Тамани; входил в состав Черниговского княжения.
Тмуторокань играла выдающуюся роль в русской истории Х-Х1 вв., но в конце
XI в. была отрезана от остальных русских княжеств движением степных
кочевников.
ТРИЗНА — день, установленный в память умершего, включал
несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся
«тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек
одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда
сакральное число «три»). Затем была страва — поминки (которые иногда
неправильно называют «тризна»). Корень «три» связан с отрицанием
неблагоприятного признака — «нечета» как символа несчастья, именно поэтому
он часто встречается в заклинаниях. Так, например, в плаче Ярославны есть
обращение: «Светлое и тресветлое солнце!»
|