А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ГРОМОВНИК — дед Перуна. Из-под облачных бровей и ресниц мечет он
молниеносные взоры и посылает смерть и пожары. Иногда, вместо длинных
ресниц и бровей, закрывающих глаза Громовника, служит ему повязка, т.е.
облачный покров. Как темное небо блистает бесчисленными очами-звездами,
так из мрака ночеподобных туч сверкают многоочие молнии; и те, и другие
равно погасают, как скоро на просветленном небе появится торжествующее
солнце. Громовник — вещий кузнец, кующий судьбы человеческие; мастерская
его устроена в горах, т.е. грозовых тучах. Он сковывает воедино два тонких
волоса; эти волосы — не что иное, как две нити, выпряденные парками для
жениха и невесты.
ГАГАНА — мифическая птица, которая дает птичье молочко, гага.
«Встретит тебя птица Гагана, поздоровайся с птицей: Гагана тебе птичьего
молочка даст» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ГАМАЮН — вещая птица. Она прилетает на блаженный Макарийский
остров. Живет в море. Изображалась обычно с женским лицом и грудью. По
поверью, когда кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит. «Я люблю
малиновый падун, /Листопад горящий и горючий, /Оттого стихи мои как тучи
/С отдаленным громом теплых струн. /Так во сне рыдает Гамаюн — /Что
забытый туром бард могучий» (И.А. Клюев). «Словно семь богатых лун /На
пути моем встает — /То мне птица Гамаюн /Надежду подает!» (В.С. Высоцкий.
«Купола»).
ГОРГОНИЯ — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде
змей, модификация античной Медузы-Горгоны. Лик Горгонии смертоносен.
Волхв, которому удается обезглавить ее, получает чудесную силу. Другая
трансформация образа Медузы-Горгоны в славянских апокрифах — зверь
Горгонии, охраняющий рай от людей после грехопадения. Иконография головы
Горгонии — характерная черта популярных византийских и древнерусских
амулетов — «змеевиков».
ГРИФ-ПТИЦА — баснословная птица, с помощью которой сказочные
герои совершают свои воздушные полеты. В народных памятниках она является
в разных образах. В сказке «Норка-зверь» как птица, которая столь огромна,
что подобно тучам, заволакивающим небо, затемняла собою солнечный свет. В
другой сказке подымается буря от взмаха крыльев птицы-львицы или
гриф-птицы, которая величиной будет с гору, а летит быстрее пули из ружья.
Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными, с туловищем,
ногами и когтями льва, — какое представление попало и в русскую сказку.
Гриф-птица хватает мертвечину и вместе с нею переносит молодца через
широкое море.
ГРИФОН — могучая птица-собака.
ГАРЦУКИ — в Белоруссии это духи, обитающие в горах, которые
своим полетом производят ветры и непогоду. С виду похожи на маленьких
детей; когда они, играя, устремляются взапуски, то от быстрого их бега
подымается вихрь и начинает крутить песок, а когда несутся по воздуху, то
полет их производит бурю и непогоду.
ГОРНЫЙ КАРЛИК — дух, представляемый со спутанными, взъерошенными
волосами.
ГОРЫНЯ (Горыныч, Вернигора, Вертигор) — титан, один из трех
богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок.
Исполинский спутник Перуна. Если Перун разгуляется, то с гор камни
выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами. Горыня обладает
сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает
главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в
лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предположить, что
имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех
стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.
ГРИМТУРСЫ (великаны инея) — демоны зимы, враги земледелия и
урожаев.
ГЕРМАН (Джерман) — в южнославянской мифологии персонаж,
воплощающий плодородие. Во время болгарского обряда вызывания дождя
представляется глиняной куклой с подчеркнутыми мужскими признаками. В
заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи (или дождя): женщины
хоронят его в сухой земле (обычно на песчаном берегу реки), после чего
должен пойти плодоносный дождь.
ГОГИ И МАГОГИ — такие народы, что свирепы пуще лютых зверей и
едят живых людей; у иного один глаз — и тот во лбу, а у иного три глаза; у
одного одна только нога, а у иного три, и бегают они так быстро, как летит
из лука стрела. «...И лицо разбойничье! — сказал Собакевич. — Дайте ему
только нож да выпустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку
зарежет! Он да еще вице-губернатор — это Гога и Магога!» (Н.В, Гоголь.
«Мертвые души»).
ГОМИЛЕ СЛАМЕ (олелии, ойлалия) — ритуальный большой костер.
Большие костры палили из соломы, а также жгли огни в особой решетке,
высоко поднятой четырьмя мужчинами на четырех длинных шестах.
ГРОМОВЫЙ ЖЕРНОВ — жернов, который мелет людское счастье и
богатство. У белорусов сохранилось поверье, что горные духи, подчиненные
Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовый
жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком в руках.
|