А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЧЕРНОБОГ — ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных
случаев. Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное
ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше — к
нанесению всяких зол. Этому страшному духу приносились в жертву не только
кони и пленные, но и нарочно предоставленные для этого люди. А как все
народные бедствия приписывались ему, то в таковых случаях молились ему для
отвращения зла. Обитает Чернобог в аду. Вечно сражаются Чернобог и
Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь —
олицетворение этих божеств. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы.
«Шумящ оружием приходит Чернобог; /Сей лютый дух поля кровавые оставил,
/Где варварством себя и яростью прославил; /Где были в снедь зверям
разбросаны тела; /Между трофеями где смерть венцы плела, /Ему коней своих
на жертву приносили, /Когда россияне побед себе просили» (М. Херасков.
«Владимириада»).
ЧИСЛОБОГ — бог луны. Поселяне выходили встречать новый месяц и
обращались к нему с мольбами о счастье, здоровье и урожае. Как с восходом
солнца связывались добрые предвещания, а с закатом — худые, так и месяцу
придано счастливое значение в период его возрастания и несчастливое — в
период ущерба. Умаление луны объяснялось губительным влиянием старости или
действием враждебной силы. (По другим сведениям - Бог счета и чисел: "И
Числобог наши дни здесь считает. Он говорит свои числа богам..." (Велесова
Книга 11бII) - Светозар )
ЧУР (Цур) — древний бог очага, оберегающий границы земельных
владений-межей. Его просили о сохранении межей на полях. Слово «чур» и
ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий,
игр и т.д. («Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур мое!»).
Он же определяет количество и качество необходимой работы .(«Через чур!»).
Чурка — деревянное изображение чура. Чур — древнее мифическое существо.
Чур — одно из древнейших названий, какое давалось домовому пенату, т.е.
пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы
рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур — бог, оберегающий
границы его поземельных владений; на межах своих участков они насыпают
земляные бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не посмеет
разрыть из опасения разгневать божество.
ЧУДИНКО (пуганко) — относится к роду кикимор. По поверью,
Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью
наведения порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его
строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив
эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от проказ Чудинки, тыкали вилами
в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот
это».
ЧУМА-САМОДИВА (Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга,
смертница, кума) — существо, родственное с облачными девами, и подобно
им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная,
черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядовитые стрелы. Чума
может оборачиваться кошкою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где
она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин,
и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду. В одном из сказании ее
представляют огромной женщиной в белой одежде (в саване), с растрепанными
волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным
(кровавым) или огненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом
вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она
останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух,
отчего и погибает все семейство.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗМЕЙ (Черномор) — царь подводного мира и темного
царства, муж царицы Белорыбицы.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ — воплощение всех темных сил. В западно-славянской
традиции он — Чернобог.
ЧЕРТ (хитник, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер. Хромой,
Антипа беспятая) — злой дух, нежить, чья цель пребывания на земле —
смущать человеческий род соблазном и завлекать лукавством; причем люди
искушаются по прямому предписанию самого князя тьмы или сатаны.
Изображаются черными, мохнатыми и в шерсти, с двумя рогами на макушке
головы и длинным хвостом. Некоторые уверяют, что черти — востроголовые,
как птицы сычи, а многие уверены, что эти духи непременно хромые. Они
сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного
падения всего сонма бесов с неба. Самое любимое занятие у чертей — это
игра в карты и кости. Черти либо проказят, прибегая к различным шуткам,
которые у них, сообразно их природе, бывают всегда злы, либо наносят
прямое зло в различных формах и, между прочим, в виде болезней. Для
облегчения своей деятельности они одарены способностью превращений. Чаще
всего принимают образ черной кошки, черной собаки. Остальные превращения
идут в последовательном порядке: свинья, лошадь, змея, волк, заяц, белка,
мышь, лягушка, рыба (предпочтительно щука), сорока. Не дерзают однако
превращаться в корову, петуха, голубя и осла. В областных наречиях черт
называется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без
благословения. Есть много рассказов, в которых хранение золота
приписывается чертям. В народных сказках черт нередко является искусным
кузнецом, с чем гармонируют и его черный вид, и его пребывание в покрытых
сажею и горящих адским пламенем пещерах".
ЧЕРТОВКИ — бесы женского пола, по характеру совпадают с
облачными, водяными и лесными женами и девами.
ЧЕРТОВ КОНЬ — сом, на котором обыкновенно ездит водяник; в
некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного
сома не следует бранить, чтобы не услыхал водяной и не вздумал отомстить
за него.
ЧАРОВНИК (чародей) — тот, кто умеет совершать чары — суеверные,
таинственные обряды, какие совершаются, с одной стороны, для отклонения
различных напастей, для изгнания нечистой силы, врачевания болезней,
водворения семейного счастья и довольства, а с другой— для того, чтобы
наслать на своих врагов всевозможные беды и предать их во власть злобных,
мучительных демонов.
ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов.
ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как
трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.
ЧЕРТОПОЛОХ (дедовник, бодяк, волчец, иголчатка, колючка) —
разные виды цепкого репейника. По народным рассказам, чертополох прогоняет
колдунов и чертей, оберегает домашний скот, врачует болезни и унимает
девичью зазнобу; ружье, окуренное травой колкою, стреляет так метко, что
ни одна птица не ускользнет, и ни один кудесник не в состоянии заговорить
его. ЧУДЬ — в северно-русских преданиях древний народ, населявший север
Восточной Европы до времени русской колонизации. Чудь изображается как
дикий народ («белоглазые племена»), живший грабежом, иногда как великаны
(на месте битв с чудью находят огромные кости) и людоеды. В одной из былин
«белоглазая чудь» осаждает Иерусалим при царе Соломоне. Скрываясь от
преследования, чудь живет в ямах в лесу (исчезает в ямах), прячет там свои
сокровища (клады), которые невозможно добыть, т.к. они «закляты» чудью.
Земляные бугры и курганы называются «чудскими
могилами».
|