А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЛАДА (Фрея, Прея, Сив или Зиф) — богиня юности и весны,
красоты и плодородия, всещедрая матерь, покровительница любви и браков. В
народных песнях «ладо» до сих пор означает нежно любимого друга,
любовника, жениха, мужа; «жены русские вьсплакашась, аркучи: уже нам своих
милых ладъ (мужей) ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очами
съглядати» (Плач Ярославны). Наряд Фреи сияет ослепительным блеском
солнечных лучей, красота ее очаровательна, а капли утренней росы
называются ее слезами; с другой стороны, она выступает воинственной
героинею, носится в бурях и грозах по небесным пространствам и гонит
дождевые тучи. Кроме того — это богиня, в свите которой тени усопших
шествуют в загробный мир. Облачная ткань есть именно та пелена, на которой
душа, по смерти человека, возносится в царство блаженных. По свидетельству
народных стихов, ангелы, являясь за праведною душою, принимают ее на
пелену и несут на небо. Культом Фреи-Сивы объясняется суеверное уважение,
питаемое русскими простолюдинами к пятнице, как дню, посвященному этой
богине. Кто в пятницу дело начинает, у того оно, по пословице, будет
пятиться. У древних славян береза, олицетворявшая богиню Ладу, считалась
священным деревом.
ЛАДО — божество веселия и всякого блага. В киевском «Синопсисе»
Иннокентия Гизеля (1674 г.) говорится: «...Четвертый идол — Ладо. Сего
имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху
готовящиеся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро, веселие и любезно
житие стяжати». По другим источникам «Ладо» — звательный падеж от имени
«Лада».
ЛЕД — этому божеству славяне молились об успехе в сражениях, он
почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Это свирепое
божество изображалось в виде страшного воина, вооруженного в славянскую
броню, или всеоружие. При бедре меч, копье и щит в руке. У него были свои
храмы. Собираясь в поход против неприятелей, славяне молились ему, прося
помощи и обещая в случае удачи в воинских действиях обильные жертвы.
Вероятно, это божество больше, чем другие первостепенные боги, получало
кровавых жертв.
ЛЕЛЯ (Лелия, Лелио, Лель, Ляля) — божество весны и молодости из
свиты Лады, побуждающее природу к оплодотворению, а человека к брачным
союзам. Он старший сын Лады, сила его состояла в воспламенении любви.
Иногда изображался он в виде златовласого пламенного крылатого младенца.
Он метал из рук искры, воспламеняя любовь. По молодости лет своих, Лель
порой просто забавляется любовью, хотя делает это из добрых побуждений —
для него это веселая игра. Появляется Лель весной, живет вместе со своим
братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель
Леля можно услышать в Купальскую ночь. «К нему девицы ходят /Красавицы, и
по головке гладят, /В глаза глядят, ласкают и целуют./И Лелюшком и Лелем
называют, /Пригоженьким и миленьким» (А.Н. Островский. «Снегурочка»).
Целый ряд записей говорит о Леле в женском роде. Например, в белорусской
заклинательной песни: «Дай нам житцу да пшаницу, /Ляля. Ляля, наша Ляля!»
ЛАУМЫ — облачные девы, властительницы гроз, бурь и дождевых
ливней. По различному влиянию этих небесных явлении, то благотворных, то
разрушительных, лаумы представляются частью светлыми нимфами несказанной
красоты, частью безобразными и демоническими злобными старухами.
Бог-громовник преследует в любовном экстазе полногрудых облачных нимф,
быстро убегающих от его губительных объятий, разит их своими молниеносными
стрелами, и, проливая на землю молоко-дождь, разносит на части летучие
облака-груди. Лаумы живут в лесах, полях и в воде. Характер их
двойственен. Когда лаума показывается в зеленой одежде — это знак будущего
урожая, если же она облекается в красное платье, то предвещает кровавую,
губительную войну, а если в черное, то сулит всеобщий голод и мор.
Соответственно их представляют то благотворными юными красавицами, то
злобными и безобразными старухами. Они также крадут и подменивают
новорожденных младенцев, налегают на сонных людей, давят их в грудь или
живот, и любят заниматься пряжею и тканьем. Если они найдут неубранную
прялку, охотно садятся за работу, готовую же пряжу уносят с собою. Как ни
искусно прядут и ткут лаумы, сами они не умеют ни начать, ни кончить своей
работы — чем существенно и отличается их механический, бесцельный труд от
разумного труда человека.
ЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — облачные нимфы, олицетворение зеленых дубрав.
ЛЕТАВИЦА (Ветренница, Прелестница, Дикая баба) — дух, который
слетает на землю падучей звездою и принимает на себя человеческий образ —
мужской или женский, но всегда юный, прекрасный, с длинными желтыми
волосами. Сила Летавицы в ее красных сапогах, с помощью которых она также
летает. Исчезает она с первыми лучами солнца. «.Слышали вы о Летавице?
Красота ее еще краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до
самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и
смотрит всю ночь и. лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали вы о
Летавице? Я оставил мой дом, бросил все и пошел. И, как лист в непогоду,
скитаюсь по белому свету — только б ее из сердца прочь. ...Шли мы горохом
— порх! — и наткнулись: лежит такая кра-си-вая! Золотые волосы всю с
головой опутали, глаза, словно колодцы, а сапоги на ней красные...» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛИСУНКИ (лешачихи, дивожены) — лесные девы и жены, то же, что
лешие, только в женском олицетворении (первоначально тождественны облачным
женам). Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными
грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут
свободно ходить и бегать. Это предание указывает в лисунках облачных нимф,
которые постоянно изображаются полногрудыми, так как сами облака
уподоблялись женским грудям, проливающим из своих сосцов обильное
молоко-дождь. В Польше они отличаются диким и злобным нравом, тело их
покрыто волосами, длинные распущенные косы развиваются по воздуху, груди
так велики, что, стирая белье, они употребляют их вместо вальков, на
голове носят красные шапочки.
ЛОБАСТА (лопаста) — русалка, живущая в болоте в камышах.
Особенно опасна встреча с ней на Русальную неделю — в это время ни одна
девушка не решится пойти в лес, не прихватив с собой подружек, из боязни
попасться в руки Лобасте. «Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что
заячий пух, а ручищу, словно крылье с красным когтем, словит да этим
когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смерти» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с
телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады,
пожирает плоды земледельческого труда. Ассоциировалась также с ночным
кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери
Посейдона.
ЛЕСНЬ-ПТИЦА — мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет,
а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли
«от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего
зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица
лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на
гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов.
«Сказки»).
ЛЕДАЩИЙ (лядащий) — дух соломы. Как и многие духи славянской
мифологии, зимой ледащий спит. Просыпается только с приходом весны. В
летнее время бодрствует и ждет конца лета, чтобы забраться в свежую кучу
соломы и уснуть. Никто его никогда не видел. Иногда только в жаркий
полдень зашуршит кто-то в соломе, и послышится чей-то вздох. «Из
прошлогодней соломы закурлыкал лядащий — бес соломин, притрушенный теплой
соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защелкал и заохал, и
зааукал, застрекотал лес стрекозою» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСАВКИ — лесные духи, родственники лесовика, старики и
старушки. Видом своим похожи на ежат. Также, как и лесовик, любят
проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят — бодрствуют они
очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в
их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые
сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят — самые
сведующие люди сказать не могут. «Старички и старушки — Лесавки в
прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на
весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят» (А.М. Ремизов.
«К Морю-Океану»).
ЛЕСНЫЕ ДУХИ — первоначально их представляли в следующем виде:
косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминающие собой
сатиров и фавнов античного мира. Если они одеты, то в бараньи тулупы;
тулупы эти не подпоясаны и свободно развеваются по ветру, как облачная
мантия дикого охотника. Позднее получили имена собственные.
ЛЕШИЙ (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик, лесник,
лисун, полисун, шатун, ворог, еле, дикинький мужичок, цмок, царек с
золотыми рожками, лесовый царек, господарь над лесом) — лесная
нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы
находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от
прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом,
то ростом равняется с самыми высокими деревьями. В Киевской и Черниговской
губерниях различали лисунов и полевиков; первых представляли великанами
сероватого и пепельного цвета, о последних же рассказывали, что они равны
с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы умаляются и делаются
такими крохотными, как стерня. Как все грозовые духи, леший может
принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще
всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе
сохраняет демонские признаки: на нем бараний полушубок, но как всегда
бывает у нечистой силы — неподпоясанный и запахнутый левой полою на
правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной
быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно
ясно разглядеть, что он — карноухий (правого уха нет), что волосы на
голове у него зачесаны налево. Представляют его и одноглазым, что
указывает на сродство его с великанами-циклопами. Обладая способностью
перевертываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой
за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен
он с общепринятым изображением черта: на голове у него рога, ноги
козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода
козлиная — клином, на руках длинные когти. В Белоруссии его называют
лесным цмоком, который морит у хозяев скот, высасывает ночью у коров
молоко и делает нивы неплодородными. Во Владимирской губернии лешего
называли дикиньким мужичком. Близ Рязани верят, что в лесах обитают царьки
с золотыми рожками. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и
шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят
они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые
обычные приемы проказ — завести человека в чащу в такое место, из которого
никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьет с
толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший
все-таки не ведет людей на прямую погибель. Людей леший карает за
употребление непотребных слов и произнесение проклятий.
ЛИСТИН — старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и
помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки,
сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют — кому когда
шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится — это Листин с Листиной
советуются и назначают лесавкам работу. А потом уже шелест да шум,
хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются. «Пройдет мимо дерева
слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный. Листин
только пугать любит» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛИХОРАДКА (лиходейка, лихо-манка, манья, кума, добруха, тетка,
подруга, дитюха, трясця-не-всипуха, трясавица, трясея, тресучка,
трясуница, потресуха, трясучка, грозница, Ледея, ледиха, озноба, знобея,
забуха, студенка, подрожье, зимния, гнетея, гнетница, гнетуха, гнетучка,
грынуша, грудница, глухея, глохня, ломея, ломеня, ломовая, костоломка,
пухнея, пухлея, пухлая, дутиха, отекная, желтея, желтуха, желтуница,
коркуша, корчея, скорчея, глядея, огнеястра, Невея, нава, навье,
пляса-вица, сухота, сухея, зевота, яга, сонная, бледная, легкая, вешняя,
листопадная, водяная, синяя, горячка, подтынница, навозница, веретенница,
болот-ница, веснянка-подосенница) — привидение в виде злой и
безобразной девы: чахлой, заморенной, чувствующей всегдашний голод, иногда
даже слепой и безрукой; «бесица, имеюща разжени очи, а руци железные, а
власы верблюжия... в человеки злые пакости творити, и кости женские
иэсушити, млека изсякнут, а младенца уморити, и очи человекам омрачити,
составы расслабити» (старинный заговор). Лихорадок — девять или двенадцать
крылатых сестер; они обитают в мрачных подземельях ада. Одна из них —
старшая — повелевает своими сестрами и посылает их на землю мучить людской
род: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Второго января Мороз или
Зима выгоняет их, вместе с нечистою силою, из ада, и лихорадки ищут себе
пристанища по теплым избам и нападают на «виноватых». Поверье это
условливается теми простудами и ознобами, которые так обыкновенны в
холодную пору зимы. Лихорадки исчисляют свои названия и описывают те муки,
которыми каждая из них терзает больного (см. выше: например, костоломка —
«аки сильная буря древо ломить, также и она ломает кости и спину»; желтея
или желтуха — эта «желтить человека, аки цвет в поле»). Невея (мертвящая)
— всем лихорадкам сестра старейшая. Чтобы избавиться от лихорадки можно
носить на себе змеиного выползка (змееныша, выползшего из норы), не снимая
его ни на ночь, ни в бане. «И они чахлые и заморенные — Коровья смерть да
Веснянка-Подосенница с сорока сестрами пробегают по селу, старухой в белом
саване, кличут на голос. Много они натворили бед — съешь их волк!— то под
тыном прикинется Подтынница, то на дворе пристигнет — Навозница, то
соскочет с веретена да заскочит в пряху — Веретенница, то выскочит с
болотной кочки — Болотница: им бы портить скотину, вынимать румянец из
белого лица, вкладывать стрелы в спину, крючить на руках пальцы, трясьмя
трясти тело» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛУГОВОЙ — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из
травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитем полевика
(полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает
очень сердитым, когда покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так
заплетает ее, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню.
Если же придут косари на такой покос — косы рвет.
ЛЯД (чемор, игрец, черный шут, лихновец, облом) — дьявол.
ЛЯДАЩИК — человек, над которым пролетел злой дух, — непременно
сходит с ума.
ЛЫСАЯ ГОРА — выражение «ведьмы летают на Лысую гору»
первоначально относилось к мифическим женам, нагоняющим на высокое небо
темные, грозовые тучи. Позднее, когда значение этих метафор было затеряно,
народ связал ведьмовские полеты с теми горами, которые высились в
населенных им областях. Ежегодно на первую майскую ночь летают ведьмы на
Лысую гору. Каждая ведьма является на празднество вместе со своим
любовником-чертом. Сам владыка демонских сил — сатана, в образе козла с
черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле
или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствующие на
сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и целованием.
Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в
кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их
королеву. Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведьмы
докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда
сатана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем при
свете факелов, возженных от пламени, которое горит между рогами большого
козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и
другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих
копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска
под звуки необыкновенной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки
или скрипки он, держит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит
то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки,
с диким весельем и бесстыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы.
На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы
притоптанные коровьими и козьими ногами. Потом совершается сожжение
большого козла и пепел его разделяется между всеми собравшимися ведьмами,
которые с помощью этого пепла и причиняют людям различные бедствия. Кроме
козла, в жертву демону приносится еще черный бык или черная корова.
Гульбище заканчивается плотским соитием, в которое вступают ведьмы с
нечистыми духами, при совершенном погашении огней, и затем каждая из них
улетает на своем помеле домой — той же дорогою, какою явилась на сборище.
ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карлики, живущие в болотах;
ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда
они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки.
ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою
загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз».
ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянской мифологии сестра
трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива.
Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет»)
родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра:
в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и
молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть
преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива
превращения богатырши в птицу.
ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются
яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота.
ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики называются людками, т.е.
маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных
пещерах. Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские
празднества. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но
весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе,
приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье
и сытость.
ЛИЛЫ (олеле, олала) — ритуальные костры. Сербские «лилы» явно
связаны с магией плодородия и со скотоводством — во время горения костра
разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели: «Лила, гори, жито, роди!
/...Весело нам, лиле, горе /да нам краве добре веде!»
ЛЮДИ ДИВИЯ — в древнерусских книжных легендах монстры, обитатели
далеких сказочных земель, прежде всего Индии. Среди них упоминаются
многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоголовцы)
или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде, и т.п.
Рассказы о таких людях связаны или с повестями о походах Александра
Македонского, или со сказаниями о государстве индийского царя и попа
Иоанна («Сказание об Индийском царстве», XV век). Люди дивия являлись
образом неверных, «нечистых» народов. Наиболее опасные народы были, по
преданию, «заклепаны» Александром Македонским в скалах, и им приписывалась
важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на
свободу. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской
книжной традиции известны оригинальные, относимые к сибирским народам.
ЛЯХ — в западнославянской мифологии генеалогический герой,
предок поляков (ляхов), брат Чеха и Руса, согласно польской хронике XIV
века. Вероятно, имя образовано от слов «пустошь», «новь», «необработанная
земля».
|