А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
АВСЕНЬ (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) — божество,
возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е. приводящее с собой
утро дня или утро года (весну). Авсень открывает путь новому лету (новому
году), несет из райских стран щедрые дары плодородия, и как определено
божественным судом — так и распределяет их между смертными: одним дает
много, с избытком, а других лишает и самого необходимого. В
восточнославянской мифологии Авсень — персонаж, связанный с Новым годом
или Рождеством (старо-русское «оусинь», то есть «синеватый» и «просинец» —
название декабря и/или января). Имя Усень встречается уже в документах
XVII века.
АЛКОНОСТ (алконос) — в русских средневековых легендах райская
птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской
птицей — сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе,
превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и,
погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение
алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на
свете. «Резник Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два гуся, надгубье рудо,
/Повысек птицу с лицом девичьем, /Уста закляты потайным кличем.
/Заполовели у древа щеки /И голос хлябкий, как плеск осоки, /Резчик учуял:
«Я — Алконост, /Из глаз гусиных напьюся слез!» (Н.А. Клюев.
«Погорельщина»). «Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит, зазывает из
гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу чудной Алконост» (В.С.
Высоцкий. «Купола»).
АНЧУТКА — злой дух, в более позднее время — одно из русских
названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда
Анчутку называют водяным, болотным: живет в болоте. У него есть крылья.
Обычные его эпитеты — «беспятый», «роговой», «беспалый» — означают
принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему
пятку откусил.
АУКА — лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит
проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу — со всех
сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую
поговорку всех леших: «Шел, нашел, потерял». Но один раз в году все
способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными — 4 октября,
когда лешие бесятся. «Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живет, а изба у
него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у
него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у
Ауки... Аука затейный: знает много мудреных докук, балагурья, обезьянку
состроит, колесом перевернется и охоч попугать, инда страшно. Да на то он
Аука, чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском
былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с
Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алеша попович — сын ростовского попа.
Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и
находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов
идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на
его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда
не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от
времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ его
отражает определенную противоречивость и двойственность.
АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными
наездами, гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой
Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-богатыри. Жили в древние
времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п.
Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им
уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы —
вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его
противником-змеем.
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь) — в русских средневековых легендах и
фольклоре камень, «всем камням отец». В сказках говорится, что лежит он на
океане-море или на острове Буяне и обозначается постоянным эпитетом
«бел-горюч» или «кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне
восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем
сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет
(дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет». Вероятно, что
с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось
представление грозового облака скалою или камнем, эпитет «бел-горюч» мог
указывать, с одной стороны, на заключенное внутри этого камня грозовое
пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, какими окрашивают
облака яркие лучи весеннего солнца. Стих о Голубиной книге в одном из
многих своих вариантов говорит: среди моря синего лежит латырь-камень;
«Идут по морю много корабельщиков. /У того камня останавливаются; /Они
берут много с него снадобья, /Посылают по всему свету белому».
АМАЗОНЫ — фантастические персонажи. Изображения этих персонажей
встречались в русских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил
развития. Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы,
живущие в Далеких сказочных странах, прежде всего в Индии. Рассказы о
таких людях связаны с повестями об Александре Македонском или со
сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в
картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые
звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди,
замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее
славянское от слова «уркан», что означало «на конце». Здесь находился один
из последних известных языческих пантеонов богов славян. В 1168 г. его
сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом
Абсалоном. .
|