А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЯЖЕ — в польских записях XV в. есть упоминание о трех божествах:
Ладе, Лели и Яже. Сочетание этих трех божеств не лишено логической связи,
все они в силу приписываемых им функций связаны с возрастанием солнечного
тепла, с сезоном сева и созревания: Лада и Леля олицетворяли
весенне-летнее процветание природы, а Яже — ту хтоническую силу, без
участия которой солнце не могло подняться над горизонтом.
ЯРИЛО (Яр, Яровит, Руевит) — бог весенних гроз, олицетворяет
собою оплодотворяющую силу весеннего Перуна. Он совмещает в себе понятия:
весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства
возбужденной силы; любовной страсти, похотливости и плодородия — понятия,
неразлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений. Корень слова
«яр» связывался с мужской силой, мужским семенем. В «Слове о полку
Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей.
Его представляют молодым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в
белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой
руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Весной справляли
«ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. В увещании воронежцам
Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно. что древний
некакий был идол называемый именем Ярило, который в сих странах за бога
почитаем был... А иные праздник сей... называют игрищем»; далее
сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество,
одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Яриле принадлежит особая
роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Где Ярило
пройдет — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце
разгорается любовь. «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил,
людям детей плодил. А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет,
там колос зацветает» (народная песня). «Свет и сила. Бог Ярило. Красное
Солнце наше! Нет тебя в мире краше» (А.Н. Островский. «Снегурочка»).
ЯРОВИТ (Геровит) — громовник, поражающий демонов. Как небесный
воитель Яровит представлялся с бранным щитом, но вместе с тем он был и
творец всякого плодородия. Щит Яровита с золотыми бляхами на стене
святилища в Вольгасте нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни
войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника
в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний
праздник плодородия; от лица Яровита жрец, по свидетельству жизнеописания
св. Отгона, произносил следующие слова при священном обряде: «Я бог твой,
я тот, который одевает поля муравою и леса листьями: в моей власти плоды
нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это
дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые отвращают от меня».
ЯСМЕНЬ (Ясонь, Хасонь, Ессе)— бог света. Этого бога знали чехи.
У них это имя означало «яркий», «красный». Польский историк Длугош
называет его Ессе, связывая его с Юпитером.
ЯССА — божество полянских славян и гертов. Ясса, Поревит и Гров,
три божества, которые входят в состав славянского многобожия, но
отличительные свойства и принадлежности которых, равно как и образ
служения им, трудно описать за недостатком письменных источников или
изустных преданий.
ЯЩЕР (Юша) — змей-владетель подземного царства. Ящер часто
встречается в народных песнях, иногда, утратив древний смысл символики, в
этих песнях его называют Яша.
ЯВЬ — светлая сила, управляющая миром, одновременно — сам этот
светлый мир, «белый свет». Противостоит Нави.
ЯСУНЬ — понятие противоположное «дасуни». В зависимости от
контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев.
ЯРИЛИНА ПЛЕШЬ (Лысая гора, Воробьевы, Девичьи, Девины
горы) — ритуальный холм. Ярилина плешь расположена возле Переславля
Залесского, Лысая гора — близ Саратова и в других областях. Славяне
приходили на ритуальные холмы или на поляны у рек, жгли костры, пели,
водили хороводы, ручейки. Прыжки через костры были одновременно испытанием
ловкости и судьбы: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. С
шутками, притворными плачами и непристойными песнями сжигали соломенные
куклы Ярилы, Купалы, Кострубоньки или Костромы. На рассвете все
участвующие в празднике купались, чтобы снять с себя злые немощи и
болезни.
ЯРЧУК — собака, у которой будто бы во рту волчий зуб, а под
шкурою скрыты две змеи-гадюки, она чует черта и наносит ведьмам
неисцелимые раны.
|