А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОГНЕННАЯ МАРИЯ — Царица Небесная, древняя богиня весны и
плодородия.
ОБИДА — облачная дева, которая плескалась на синем море
лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ
девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону
плещущи» («Слово о полку Игореве»). Название Обида согласуется с теми
собственными именами, какие приданы небесным воинственным девам, например,
Распря, Победа и пр.
ОГОНЬ (царь Огонь) — одно из имен персонифицированного грома в
русской и белорусской сказке. Огонь — муж царицы Молоньи; эта супружеская
пара преследует Змея и сжигает его стада в той же последовательности, что
и в древнем ритуале сожжения разных видов домашних животных в качестве
жертвы богу грозы.
ОРЕЛ — птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла,
может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.
ОБИЛУХА — дух, охраняющий семена и посевы, отвечает за
количество и качество урожая.
ОВИННИК (Гуменник, Подовинник) — самый злой из домовых духов:
его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует.
Глаза у него горят калеными угольями, как у кошки, а сам он похож на
огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый.
Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано
ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за
временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это
под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и
даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а
одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает
нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа
разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку
вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого
воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке
дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой
рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет.
ОГУМЕННИК (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место,
где молотят, а также сарай для сжатого хлеба) и ригах; хотя и считается
домовым духом, но очень злой: его трудно ублажить. Рассердится — ни кресты
по всем углам, ни молитвы, ни иконы не помогут — стереги тогда гумна с
кочергой в руках 4 сентября на Агафона-огуменника. В иных местах, говорят,
можно его задобрить, если принести пироги и петуха: петуху на пороге
отрубают голову и кровью кропят по всем углам. «Сходить на гумно и
принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью
на гумно не ходят из опасения попасть в лапы огуменника...» (Круглый год.
Русский земледельческий календарь).
ОТЕТЬ— домовой дух, крайняя степень лени.
ОБЛАКОПРОГОННИКИ — чародеи Существует поверье, что колдуны могут
носиться в тучах, производить грозы, напущать бури, дождевые ливни и град;
могут морочить, т.е. застилать окрестности и предметы туманом, и, придавая
им обманчивые образы, заставляют человека видеть совсем не то, что есть на
самом деле.
ОБОРОТНИ (волкодлаки или волколаки) — души младенцев, умерших
некрещенными, или души чародеев и вероотступников, осужденные вечно
блуждать и не ведать покоя. Оборотень обыкновенно показывается в сумерки и
ночью; с диким воем и неудержимою быстротой мчится он, перекидываясь в
кошку, собаку, сову, петуха или камень, бросается под ноги путнику и
перебегает ему дорогу; нередко он подкатывается клубком, снежною глыбою,
копною сена, а в лесу встречают его страшным зверем или чудовищем.
Оборотнями «скидываются на время» сами колдуны или «оборачивают»
некрещенных младенцев, девушек, лишивших себя жизни, или колдунов, «если
колдун продал свою душу черту». Оборотни — существа временные, являющиеся
таковыми на ту лишь пору, когда требуют различные обстоятельства
(например, желание отомстить и даже подшутить). Оборачиваясь волком,
человек приобретает голос и хищнические наклонности этого зверя: удаляется
в леса, нападает на путников и домашний скот и томимый голодом дико воет,
и даже пожирает падаль.
ОПОЙЦА — существо, которое впивается в живое тело и сосет из
него кровь, как пиявка.
ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожирает двенадцать быков,
хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало!
ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет;
опорожнить сорок огромных бочек вина — для него сущая безделица!
ОГНЕННАЯ СОРОЧКА — волшебная сорочка, наделяющая того, кто ее
носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказочным героем
от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только
облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом.
ОДНОГЛАЗКА — сказочный персонаж в русском фольклоре,
противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для
решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит,
когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный
в индоевропейской мифологии). Одноглазка — один из вариантов
мифологического образа Лиха, изображаемого у восточных славян в виде
одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей
тела.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — названа так потому, что одолевает всякую
нечистую силу; этим словом в некоторых местностях называют белую и желтую
кувшинку. Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на
земли»; отвар ее помогает от зубной боли и отравы, и сверх того признается
за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски
да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по святочному, одетые в мохнатые
шкуры или вывороченные тулупы.
ОЛЕГ — первый исторически достоверный киевский князь. С 879 г.
правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удачный
поход в Византию 907 г. и выгодный договор с греками 911 г. Вскоре после
подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на
Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за
морем от укуса змеи. Повествование об Олеге помещено в «Повести временных
лет». «Так вот где таилась погибель моя! /Мне смертию кость угрожала!» /Из
мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; /Как черная лента,
вкруг ног обвилась, /И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»).
ОРЕЙ — мифологический прародитель русских; возможно, его имя
происходит от «арий» — «пахарь». Отец Кия, Щека и Хорива.
|