А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИПАБОГ — покровитель охоты. Но помогает он только охотникам
неалчным, убивающим животных для пропитания, а не корысти ради. Иных же
охотников наказывает — капканы и ловушки ломает, по лесу водит, добычу
прячет. Животных Ипабог любит, заботится о раненых, лечит их.
Представлялся Ипабог в плаще, на котором были изображены сцены охоты.
ИГОША — родственен кикиморе; мертворожденный ребенок, недоносок,
выкидыш, уродец без рук и без ног, который поселяется в избе и тревожит
домохозяев своими проказами.
ИЧЕТИК — злой дух из рода водяных. Также, как и водяной, ичетик
живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником
водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и
шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики
разрушает, посевы заливает. Обликом похож на водяного, только ростиком не
вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты
осеннего до Никиты вешнего.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении,
Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович,
Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря
русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в
былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в
троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши
Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает
ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от
его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила,
мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность,
справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное
миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой»
(изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне)
подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской
мудрости. Этот богатырь в русском предании заступает место бога-громовника
Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся
с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец
победил Святогора. Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка
им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение
богатств из-под власти «атонического» противника сближает этот образ со
святым Ильёй как покровителем плодородия.
ИВАН БЫКОВИЧ (Иван-коровьин или кобылий сын, Милош Кобылич,
Буря-богатырь) — мифологизированный образ героя русских народных
сказок, победившего многоголовых змеев. Победивши их, он должен бороться с
их сестрами или женами, которые превращаются одна в золотую кроватку,
другая в дерево с золотыми и серебряными яблоками, а третья в криницу.
Должен состязаться богатырь и с их матерью, ужасною змеихою, которая
раззевает пасть свою от земли до неба. Быстрота полета бурной дожденосной
тучи олицетворялась в образе быстрого коня; проливаемые ею потоки — к
сближению ее с дойной коровой, — поэтому Иван-коровьин сын есть собственно
сын тучи, т.е. молния или божество грома Перун.
ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок) — мифологизированный персонаж
русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую
не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на
поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но в
конечном счете приносящих успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван
— царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди
узнавать!» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). Социальный статус
его обычно низкий: он — крестьянский сын или просто сын старика и старухи,
или старухи-вдовы. Нередко подчеркивается бедность, которая вынуждает его
идти «в люди», наниматься на службу. Но в большей части сказок ущербность
его не в бедности, а в лишенности разума, наконец, в том, что он
последний, третий, самый младший брат, чаще всего устраненный от
каких-либо «полезных» дел. Алогичность Ивана Дурака, его отказ от «ума»,
причастность его к особой «заумной» (соответственно — поэтической) речи
напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое
развитие в русской духовной традиции.
ИВАН ЦАРЕВИЧ (Иван Королевич) — мифологизированный образ
главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достижения
наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е.
любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных
преимуществ; одновременно «Иван» и «первочеловек», основатель культурной
традиции. В целом Иван Царевич может быть соотнесен с образом
мифологического героя, прошедшего через смерть, обретшего новую жизнь, с
сюжетом глубинной связи умирания и возрождения.
|