А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МЕРЦАНА (Марцана) — богиня жатвы. Первоначально под этим Именем
славяне подразумевали зарю. Заря выходит иногда ночью резвиться над
нивами, порхая над созревающими колосьями. Верили, что зарница
способствует большому обилию и скорейшему созреванию жатв, а потому молили
богиню об урожае хлеба. Изображалась с венком из колосьев; как заря,
румяна и в златобагряной одежде, состоящей из обширного покрова или фаты,
прикрывающей голову и приколотой у груди или простирающейся до земли.
МОКОШЬ (Макоша, Макеша) — одна из главных богинь восточных
славян, жена громовержца Перуна. Имя ее составлено из двух частей: «ма» —
мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Мокошь — мать наполненных кошей,
мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, а богиня итогов
хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год
определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы.
Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия. Эта богиня
связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия,
покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала
нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим:
«прядение судьбы». Мокошь покровительствовала браку и семейному счастью.
Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая
по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша
опрядет». Непосредственным продолжением образа Макоши стала Параскева
Пятница. Поскольку в ее распоряжении были все плоды земные, она ведала и
судьбой урожая, т.е. распределением продуктов, сырья, предметов
ремесленного производства. Именно она хозяйствовала на торгу,
покровительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году была выстроена
церковь Параскевы Пятницы на Торгу, такие же храмы были возведены в
XII-XIII вв. в Чернигове, Москве в торговом и охотном ряду. Мокошь —
единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне
князя Владимира. «И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры
на хълме въне двора теремъного: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а
ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Съмарьгла, и Макошъ»
(источники ХII-ХIV вв.). У некоторых северных племен Мокошь — холодная
недобрая богиня. «На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя
молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из
священных огней» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). «Бог не Макешь —
чем-нибудь да потешит» (В.И. Даль).
МОЛОНЬЯ-ЦАРИЦА (Меланья) — грозная богиня молний. У Перуна была
большая свита из всяких родственников и помощников: Гром и Молния, Град и
Дождь, водяные ветры, числом четыре (по количеству сторон света). Недаром
существовало древнерусское изречение — «Перун есть мног». Сын
Молоньи-царицы — Огонь-царь. Во время грозовых бурь, когда Молонья пускает
свои стрелы-молнии, Огонь-царь несется на концах этих стрел, поджигая все,
что встречается на его пути.
МОРЕНА (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) — богиня смерти,
зимы и ночи. Она олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа,
зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти;
Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших
ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь. Русские
памятники изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобие
человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с
оскаленными зубами и провалившимся носом, почему народ и называет ее
курносою. Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд
изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как
представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит
ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную
темницу. Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее
верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но
так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного
царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то
существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного
божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог.
Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти.
МОРОЗКО (Морозка, Мороз) — бог зимы, холодов.
По крестьянским поверьям, это — низенький старичок с длинной седой
бородою. Зимой бегает он по полям и улицам и стучит — от его стука
начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами. Если ударит он в
угол избы, то непременно бревно треснет. В славянских преданиях морозы
отождествлялись с бурными зимними ветрами: дуновение Мороза производит
сильную стужу, снежные облака — его волосы. Накануне Рождества Морозку
кликали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей наш
овес, лен да конопли в землю вколоти!» Мороз — персонаж многих сказок и
других литературных произведений : «Не ветер бушует над бором, /Не с гор
побежали ручьи, /Мороз-воевода дозором /Обходит владенья свои» (Н.А.
Некрасов. «Мороз, Красный нос»).
МОРСКОЙ ЦАРЬ (Водяной, Поддонный, Чудо-Юдо)— владыка всех вод на
земле; здесь идея всесветного воздушного океана сливается с великими
водами, омывающими земную поверхность; Перун дождящий переходит в
властителя морей, рек, источников: падая долу, заставляя прибывать воды
источников и производя новые ручьи, дождь стал рассматриваться как тот
первоначальный элемент, из которого создались все земные водохранилища. По
русскому преданию, когда бог сотворил землю и вздумал наполнить ее морями,
реками и ключами, тогда он повелел идти сильному дождю; в то же время он
собрал всех птиц и приказал им помогать себе в трудах, разнося воду в
назначенные ей вместилища. В образе быстролетных птиц миф олицетворяет
весенние грозы, и как молнии и ветры приносятся различными птицами, так
ими же приносится и вода в дождливую пору первой весны, когда божество
творит новый мир на место старого, обветшавшего под холодным дыханием
зимы. Морской царь, по народному поверью, властвует над всеми рыбами и
животными, какие только водятся в морях. В народных сказках Морского царя
называют также Водяным царем или Поддонным; в одном из вариантов сказки он
назван Окиан-морем. «Там трон жемчугами усыпанный янтарь, /На нем сидит
волнам седым подобный Царь. /В заливы, в океан десницу простирает,
/Сапфирным скипетром водам повелевает. / Одежда царская, порфира и виссон,
/Что сильные моря несут ему пред трон» (М. Ломоносов. «Петриада»).
МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода
русалок-детей; народная фантазия представляет их в виде девочек-семилеток
с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на
горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над нивами и
полями, и с одной стороны, напояя их влагою, дают богатый урожай, а с
другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зреющие жатвы. В
Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время,
когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем.
Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мавки
стараются мстить живым людям за то, что допустили их умереть некрещеными и
лишили небесного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на
поверхности рек, источников и озер и плещутся водою, а на Русальную неделю
бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла,
нехрещену схороныла!» У гуцулов майки — прекрасны, .стройны и резвы, носят
тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам
косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как
только растают снега — являются в горы и долины, засевают травы и даруют
урожай. Они воруют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят полотна, и
вьют венки.
МОРОВАЯ ДЕВА — причисляется болгарами к самодивам и самовилам
(см. Самовилы).
МОРЯНА (Морская царевна, Царь-девица) — дева морских вод, дочь
морского царя. Катается по морю в золотом челноке; блестящая красота ее
так ослепительна, что на чудную деву нельзя взглянуть сразу, а надо помалу
приучить свои очи, иначе сомлеешь и сгинешь. В прекрасном образе Морской
царевны или Царь-девицы сказки сочетают представления о богине Зоре и
богине-громовнице. Большую часть времени плавает в глубинах моря,
превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие
вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши.
Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает
бурю. В русских сказках Моряне близок образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро
забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь.
Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
МРАЧЕНКА — облачная дева, олицетворение черной тучи. В летнее
время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой
воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай.
МАГУР — птица Индры. Упоминается в Велесовой книге.
МАТЕРЬ СВА — священная птица, покровительница Руси, совмещает
образы многих фольклорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой
традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о
Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами
оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого
в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе
(кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря).
МОГОЛ — могучая птица.
МАЛЮТКИ-МАРЫ — поселяются в избах; в их образе представление о
грозовых духах сливается с тенями усопших.
МАРА (Маруха) — души усопших; тождественны с кикиморами, т.е.
это младенцы, умершие некрещенными или проклятые их родителями, и потому
попавшие под власть нечистой силы. В России — это старые маленькие
существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все
шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами. В Пошехонье Мара —
красивая, высокая девушка, одетая во все белое, относят ее к полевым
духам. В Олонецкой губернии мара — невидимое существо, живущее в доме
помимо домового, с явными признаками кикиморы (прядет по ночам на прялке,
которую забыли благословить, рвет куделю, путает пряжу). У северных
великороссов мара — мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за
печью, а по ночам выходит проказить с веретенами, прялкой и начатой
пряжей.
МЕЖЕВИК — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде
из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же,
как и брат, ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто
нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки,
помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже
человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.
МОРА — злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории
признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде
мотылька (общепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам
сонных людей и «дыханье им зауставльа».
МОРНАЯ КОРОВА (Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) —
чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама
редко заходит в села, а большею частию ее завозят. Показывается она
преимущественно осенью и ранней весной, когда скотина начинает страдать от
бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ
черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В
Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого
человека, с копытами на ногах; он живет в горах и выходит оттуда, заслыша
проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
МОРСКИЕ ЛЮДИ (Фараоны) — на Украине о них говорят — «що половина
чоловика, а половина риби». Когда волнуется море, на поверхность его
выплывают морские люди и поют песни. В других местах этих морских людей
называют фараонами, смешивая старинное предание о морянах с библейским
сказанием о Фараоновом воинстве, потонувшем в волнах Черного моря.
Рассказывают, что люди эти — с рыбьими хвостами и что они обладают
способностью предсказывать будущее.
МОХОВОЙ — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху,
наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Моховой обходит
всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведет в такое место, из которого
трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте.
Обычно моховой не ведет людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.
МАРУХИ — беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею.
МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик,
Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст) — мифический образ;
нежное и прекрасное существо, по свидетельству русской сказки он
нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под
ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и
подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то
вследствие той же особенности, а также вследствие своей догадливости и
лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивается имя
корочуна. В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он
рождается от горошины, как плод от семени (мать его, увидев горошинку,
проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских
сказках называется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст,
борода-на-семь-верст.
МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — мифологизированный пахарь-богатырь в
русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича,
потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно
возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах
крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на
конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в
земле сошник и т.д.
МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в
чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул,
гладь — уже везде иней да сосульки висят!
МСТИСЛАВ — Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский и
Черниговский.
|