А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ШЕРСТНАТЫЙ — ночной демон. Можно предположить, что шерстнатым
называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шерстью и
мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около
глаз и носа — голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сонных, и те
чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою —
это предвещает счастье, а если холодною и щетинистою — быть худу.
ШИШ — домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах.
Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри
поднимают пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К
Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные
шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша
пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном
смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для
шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за
услуги, оказанные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота
не было, и запирать некого... Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с
табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин.
«Шишовы напасти»).
ШИШИГА (Шишиган) — домовой, злой дух и праздношатающийся
человек, шатун. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и
стакан молока — таким образом можно умилостивить шишиг. В некоторых местах
под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят
подвернуться под руку, когда человек делает что-нибудь в спешке.
«...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не
найдут тебя, да и сам себя не найдешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный
бубен»).
ШИШКО — нечистый дух.
ШУЛИКУНЫ (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны.
Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из
трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят назад под воду на Крещенье.
Бегают по улицам, часто с горячими углями на железной сковородке или
железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и
сжечь»), либо ездят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах.
Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и
заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые
кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на
перекрестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят
пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда,
но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в
клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны
способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести все,
что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно
извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликунами
становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко
в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в
избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать
трудно. На русском Севере шуликуны — название святочных ряженых.
ШЕПТУН — так называют знахарей именно за те «заговоры» или
таинственные слова, которые шепчутся над больным, или снадобьем. Заговоры
воспринимаются или изустно от учителей, или из письменных источников, в
изобилии распространенных среди грамотного сельского населения под
названием «цветников», «травников» и «лечебников». Главное отличие между
колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и
стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в
открытую и без креста и молитвы не приступают к делу: даже целебные
заговоры их, в основе своей, состоят из молитвенных обращений к Богу и
святым угодникам, как целителям. Колдун действует зачастую по вдохновению:
разрешает себе выдумку своих приемов и средств, лишь бы они казались
внушительными и даже устрашали. Знахарь же идет торной дорожкой и боится
оступиться, придерживаясь «цветника» или наставлений покойничка-батюшки.
|