А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
НЕДОЛЯ (Нужа, Нужда)— богиня, помощница Макоши, ткет
несчастливую судьбу. Доля и Недоля — не просто олицетворения отвлеченных
понятий, не имеющие объективного бытия, а напротив — живые лица,
тождественные девам судьбы. Они действуют по собственным расчетам,
независимо от воли и намерений человека: счастливый вовсе не работает и
живет в довольстве, потому что за него трудится Доля. Наоборот,
деятельность Недоли постоянно направлена во вред человеку. Пока она
бодрствует — беда следует за бедою, и только тогда становится легче
несчастному, когда засыпает его Недоля: «Коли спит Лихо, не буди ж его».
«И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к
дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров. Ветры издревле
олицетворялись как существа самобытные. Немиза изображался с головой,
увенчанной лучами и крыльями. Немиза призван наводить порядок и усмирять
буйные ветры.
НЕУМОЙКА — в зимнее время светлое божество Белун утрачивает свой
блеск, дряхлеет, рядится в грязные нищенские одежды и является неопрятным
Неумойкою — старым беловласым и сопливым дедом. Семь зимних месяцев он не
чешется, не стрижется, не моется и не сморкается, т.е. покрывается
облаками и туманами. Сопли — метафора сгущенных туманов, и надобно утереть
их, чтобы золотые лучи солнца могли просиять из-за облачных покровов
(превращение замарашки Неумойки в ясного Белуна).
НИЙ (Ния, Вий) — божество преисподней, один из главных
служителей Чернобога. Он был также судьей над мертвыми. Вий связан также с
сезонной смертью природы во время зимы. Этот бог считался также
насылателем ночных кошмаров, видений и привидений. Огромный горбатый
старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что
работать приходится без отдыха днем и ночью — принимать души умерших. Кто
попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По-видимому, в более
поздние времена это предводитель нечистой силы Вий. Из устных преданий
видно, что истукан Чернобога был выкован из железа. Престол его составлял
краеугольный камень из черного гранита. В знак своего владычества он имел
на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. «...
зрю огненного Ния; /В нем ада судию быть чаяла Россия. /Он пламенный
держал в руках на грешных бич» (М. Херасков. «Владимириада»).
«...Мгновенно дверь хижины растворяется, — и, при беспрерывном блеске
молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным.
Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим
появлением» (В.Т. Нарежный. «Славянские вечера»).
НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) — древнерусское название грифона
(в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»). В средневековой
книжности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр
Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног вьет гнездо
на двенадцати дубах. Птица Ногай тождественна Стратим или Страфиль-птице.
Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными и с туловищем льва.
«...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана
поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на
левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и
летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой
воде»).
НАВЬ (навье, навы) — в славянской мифологии воплощение смерти. В
старинных русских памятниках навье — мертвец. Родственное имя
самостоятельного божества есть в списке польских богов. У других
славянских народов это — целый класс мифологических существ, связанных со
смертью. В Галиции существует предание о счастливом народе «рахмане»,
живущим за черными морями. В южной Руси этот народ называют навы,
празднуемый ими Велик день — навьский или русальный. Болгарские нави —
злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. У болгар
также мальчики мертворожденные или умершие без крещения становятся
духами-навяками. «В Навий день, на Радуницу, справляли здесь «оклички»
покойников» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
НЕЖИТЬ — существа без плоти и души, все что не живет человеком,
но имеет человеческий облик. Слово это образовалось от глагола «жить» с
отрицательной частицею «не» и по значению своему прямо соответствует
Моране (смерти) и повальным болезням, известным у славян под общим
названием мора. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити
своего облика нет, она ходит в личинах». Многие имена собственные у
персонажей, относящихся к нежити, связаны с местом их обитания: леший,
полевик, омутник и т.д. К внешним характеристическим признакам относятся
аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость
перемещения, смена обличия. Отношение нежити к людям неоднозначно: есть
злокозненные демоны, есть и доброхоты. «Вот обогнул Нежит старую ель и
бредет — колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчет грязи по мху и
болоту, хлебнул болотной водицы, поле идет, другое идет, неприкаянный
Нежит, без души, без обличья. То он переступит медведем, то утишится тише
тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем прожигает, то как старик
сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как
доска, вон он — пугало пугалом» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
НИКОЛА (Микола) — название духа, позднее восшедшее к святому
Николаю, который в народе считается покровителем всех тружеников. У южных
славян Никола — лесной дух. «И сойдет Никола милостив и снесет железа и
поставит от земли до небес и запрет тремя ключами позолоченными, и те
ключи бросит в окиян-море; (в окиян-море) лежит камень-алатырь: тебе бы
каменю не отлежаться, а вам ключам не выплывать по мое слово»
(заклинание).
НОЧКИ (нички) — женские мифические существа, которые в ночное
время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы
они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели. Тождественны
марухам.
НОЧНИЦЫ (криксы) — ночные демоны. Нападают в основном на
новорожденных детей, до крещения. Это неопределенного вида существа.
Иногда представляются в виде женщин с длинными волосами в черной одежде.
Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имевшие детей. «Из
страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять
на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка; не оставляют
открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели
(растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пеленок и белья в
«ночной» (простоявшей ночь) воде» (С.М. Толстая).
НАУЗНИК (узольник, обавник) — знахарь, задающийся навязыванием
амулетов-узелков при лечении: «кои завязують зверове и мечки, и гледать на
воду, и завезують деца малечки».
НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из
задней ноги своего чудесного коня, окропляет ею опустошенный сад, и где
только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья:
эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто
богатырские кони ударом своих копыт выбивают источники живой воды. В
другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться
из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и
красоту под бычачьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакивается зимою
туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем
блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрасною
царевною-Землею.
НОКОТЬ — длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба,
хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там
же, где обитают нечистые. До сих пор существует выражение: «Нокоть те
дери!».
НЕВЕГЛАСИ — недовольно просвещенные христианским учением люди.
НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА — персонаж сказки. Небо, затемненное тучами,
называется «хмурым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито),
согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках
Несмеяною-царевною. При восходе своем солнце озаряет небосклон розовым
светом и, отражаясь в каплях утренней росы, как бы претворяет розовые
краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом
перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь — рассыпает розы, а
проливая слезы — роняет самоцветные камни. «В царских палатах, в княжьих
чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было
житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа
хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее
ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).
НЕТОПЫРЬ — летучая мышь, которая обыкновенно /прячется днем и
показывается уже после заката солнца.
|