А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ДАБОГ — мифологизированный образ земного царя,
противопоставляемый богу на небе. Имя его возводится к сочетанию глагола
«давать» с именем «бог» как обозначением доли-богатства. Дабог — дающий,
дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что
подтверждает культ гор у древних славян.
ДАЖЬБОГ (Дажбог, Дашуба) — Солнце, сын Сварога: «и после (после
Сварога) царствова сынъ его именем Солнце, его-же наричють Дажьбогъ...
Солнце-царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бе бо муж силен»
(Ипатьевская летопись). Обожание солнца славянами засвидетельствовано
многими преданиями и памятниками. «Слово о полку Игореве» говорит о
славянах, как о внуках солнца-Дажьбога. Как светило вечно-чистое,
ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось
божеством благим, милосердым; имя его сделалось синонимом счастья. Солнце
— творец урожаев, податель пищи, и потому покровитель всех бедных и сирых.
Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по
первоначальному воззрению — карателем нечистой силы мрака и холода, а
потом и нравственного зла — неправды и нечестия. Поэтическое заклятие,
обращенное Ярославною к солнцу, дышит этой древнею верою в карающее
могущество дневного светила: «Светлое и тресветлое Солнце! всем тепло и
красно еси; чему, господине, простое, горячюю свою лучю на ладе вой, в
поле безводне жаждою им лучи (луки) спряже, тугою им тули затче?» У
словаков есть такое предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов,
чтобы совершить дневную прогулку по белому свету, то нечистая сила
собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество дня и
умертвить его. Но при одном приближении Солнца она разбегается, чувствуя
свое бессилие. Каждый день повторяется борьба и каждый раз побеждает
Солнце. По общему германскому и славянскому поверью собирать лечебные
травы, черпать целебную воду и произносить заклятия против чар и болезней
лучше всего на восходе ясного солнца, на ранней утренней заре, ибо с
первыми солнечными лучами уничтожается влияние злых духов и рушится всякое
колдовство; известно, что крик петуха, предвозвещающий утро, так страшен
нечистой силе, что она тотчас же исчезает, как только его заслышит.
ДАНА — богиня воды. Почиталась как светлая и добрая богиня,
дающая жизнь всему живому. По древне-поэтическому представлению
бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купает в ее ливнях
небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести
этой богине воздавались во время Купальских праздников.
ДЕД-ВСЕВЕД (Дедо-Господь) — солнце, божество весенних гроз. У
западных славян было в обычае при начале весны носить Дедка и петь в честь
его обрядовые песни; о нем рассказывали, что дедко всю зиму сидит в
заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные запасы, т.е. в зимний
период времени он лишается своей производительной силы, успокаивается от
своих обычных трудов и питает род людской старым хлебом. У болгар
существует поверье, что Дедо-Господь ходил некогда по земле в образе
старца и поучал людей пахать и возделывать поля.
ДЕННИЦА (утренница, зарница) — образ полуденной зари (или
звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее
ревнует солнце. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и
тает в его ярких лучах. Ночью Денница светит ярче всех, помогает месяцу.
«…А от косарей по Становищу души усопших — из звезд светлее светлых,
охраняя пути солнца, повели Денницу к. восходу» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
ДИВ — небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и создатель
молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские памятники
говорят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве вероятнее
видеть указание на светлое небесное божество, то все-таки не может быть
сомнения, что уже в отдаленной древности со словом «дивы» связывалось
понятие о драконах и великанах туч. «Слово о полку Игореве» упоминает о
диве, восседающем на дереве, подобно Соловью-разбойнику и мифическим
змеям. Со словом «диво» однозначительно чудо, встречаемое в старинных
рукописях в значении исполина, гиганта; Морское чудо (Морской Царь),
владыка дожденосных туч, точно также как Лесное чудо — леший, обитатель
облачных лесов.
ДИВИЯ (Дива) — богиня природы, мать всего живого. Имя богини
Дивии находится в переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града
(градом)» в той ее части, которая признается вставкой русского книжника XI
века. Здесь перечисляются различные пережитки язычества вроде молений у
колодцев с целью вызова дождя или почитания реки богиней и принесения
жертв. Далее следует: «Овъ Дыю жъретъ, а другьш — Дивии...» Кого
подразумевать под богиней Дивией — не известно, но, во всяком случае, это
должна быть какая-то первостепенная богиня, равновеликая Дыю. В «Слове об
идолах» богиня Дива упомянута после Макоши и перед Перуном, что также
говорит о важном месте, занимаемом этой богиней в языческих представлениях
славян.
ДИД (Дит, Дито, Дитя, Дет, Дети) — третий сын богини любви Лады.
Всегда молод, потому что супружеская связь не должна стариться. Он одет в
полную славянскую одежду; венок на нем из васильков; он ласкает, держа в
руках двух горлиц. Ему молились замужние и женатые о благополучном
супружестве и деторождении.
ДИДИЛИЯ — богиня супружества, деторождения, роста,
растительности, олицетворение луны. Она присутствует при разрешении жен от
бремени, а потому бесплодные жены приносили ей жертвы и молили ее о
даровании им детей. Представлялась молодой прекрасной женщиной, имеющей на
голове, наподобие венца, украшенную жемчугами и каменьями повязку; одна
рука у нее была разжата, а другая сжата в кулак. Образ Дидилии часто
использовали художники. Изображалась она по-разному: молодой женщиной, с
закутанной в плащ головой, с зажженым факелом в обнаженных руках (факел —
символ начала новой жизни); женщиной, готовящейся дать новую жизнь, с
цветами, в венке.
ДНЕПР — бог реки Днепра.
ДОГОДА (Погода) — бог прекрасной погоды и нежного, приятного
ветерка. Молодой, румяный, русокудрый, в васильковом венке с голубыми, по
краям позолоченными крыльями бабочек, в среброблестящей голубоватой
одежде, держащий в руке шипок и улыбающийся цветам.
ДОДОЛА — представляет собою богиню Весны или, что то же,
богиню-громовницу. Она шествует над полями и нивами с свитою полногрудых
нимф, за которыми стремительно гонятся в шуме весенней грозы Перун и его
спутники, настигают их разящими молниями и вступают с ними в любовный
союз. Славяне водили Додолу — девушку, увенчанную травами и цветами, по
деревне, у каждой избы они становились в ряд и пели обрядовые песни, а
перед ними плясала Додола. Хозяйка дома или кто другой из семейства, взяв
полный воды котел или ведро, испрашивая дождя, обливали додолу водой,
которая продолжала петь и вертеться. Пляска Додолы — то же, что пляска
грозовых духов и нимф; обливание ее водою указывает на те дождевые
источники, в которых купается богиня весны, а ведра, из которых ее
окачивают, — на те небесные сосуды, откуда проливается на землю
благодатный дождь.
ДОЛЯ — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми
и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград
нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да
нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с
каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдет. «..А ты
постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с
кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в
счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
ДЮДЮЛ (Перепуга) — в Болгарии, во время засухи, собираются все
обыватели деревни, выбирают девушку не моложе и не старше пятнадцати лет,
покрывают ее с ног до головы ореховыми ветками, разными цветами и травами
(луком, чесноком, зеленью картофеля и бобов и пр.) и дают ей в руки пучок
цветов. Девушку эту болгары называют Дюдюл или Перепуга — слово, которое
означает также бабочку, что свидетельствует о тождестве Додолы-перепуги с
облачными нимфами. В сопровождении девиц и юношей ходит Перепуга по домам;
домохозяин встречает ее с котлом воды, поверх которой плавают набросанные
цветы, и обливают желанную гостью при пении обрядовой песни. После
совершения этого обряда, по общему убеждению, непременно будет дождь.
ДЫЙ — в восточнославянской мифологии имя бога. Упомянуто в
древнерусской вставке в южнославянский текст «Хождения богородицы по
мукам» и в списках «Слова о том, како погане суще языци кланялися идолом»
(«Дыево служенье»). Контекст позволяет предположить, что это имя является
результатом ассоциации древнерусского имени (типа Див) с греческим «deus».
ДЕВЫ НЕГЛАСНЫЕ — вещие служительницы при неугасимом огне Перуна.
Они являются с священными атрибутами судебной власти: с досками
правдодатными, на которых начертаны законы, и с мечем-карателем кривды,
символом бога-громовника и его разящих молний; они собирают и голоса в
народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее правду, и стоит
вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозрение и очищает
невинного от ложных обвинений.
ДЕВА-КАН — прекрасная дева, которая является по вечерам в села,
приманивает детей лакомствами, одевает их облаком и увлекает с собою.
ДЕВА-СОЛНЦЕ — взирая на весеннее солнце, выступающее в грозовой
обстановке, древние поэты рисовали это явление в двух различных картинах:
с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого лебедя
купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изображали
лебедиными девами, а солнце их воинственным атрибутом — блестящим щитом.
ДЕВЫ СУДЬБЫ (суденицы) — воспламеняют таинственный светоч, с
которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами,
т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы
принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок.
ДЗИВОЖЕНЫ (дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов,
родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на
неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и
лесам, хлопают в ладоши, и, завидя путника, бросаются на него и начинают
щекотать. Гуцулы представляют их высокими, худощавыми, с бледными лицами и
длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою.
Дзивожены боятся цветов, называемых колокольчиками, т.е. собственно
обнаруживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого
сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некрещеных
младенцев и вредят родильницам; чтобы противодействовать их замыслам, под
подушку родильницы кладут нож — символ разящей молнии. Если ребенок явится
на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены.
ДВОЕДУШНИК — существо, способное вмещать в себя две души —
человеческую и демоническую. Число «два» у славян, в отличие от чисел
«один» и «три», обладало сверхъестественной силой. Обычно двоедушник днем
ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает
глубоким сном, так что разбудить его невозможно. В это время он бродит вне
своего тела в обличье пса, зайца, коня и т.п. Иногда после смерти
двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая душа становится
упырем. «...Если бродящего Двоедушника кто-либо будет задерживать, он
может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения.
Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на место ног. В том
случае Двоедушник будет болеть не менее двух недель» (Н.И. Толстой).
ДЕДКО — житный дух; по поверьям западных славян, всю зиму сидит
заключенный в житнице и поедает сделанные запасы.
ДЕДЫ (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. Дед —
хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина,
представитель родового старейшинства, который усмиряет страсти внутри
клана, хранит основные принципы морали рода, строго следя за их
исполнением. Белорусы и украинцы называли дедом домовое божество,
охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в
отличие от большого — на небе. Дедом называли и лесное божество —
хранителя Перунова клада. Деда молили об указании, открытии клада. В
Белоруссии хранителя золотых кладов называют Дедка. Ходит он по дорогам в
виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив
несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии
рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и
грязной нищенской одежде. На Украине рассказывают о старом, беловласом и
сопливом деде, который бродит по свету, и если утереть ему нос, то он
тотчас же рассылается серебром. У славян особый обряд почитания дедов
совершался весной на радуницу — седьмой день Пасхи или осенью. Угощали
дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали
в дом и жертвовали им пищу, выливая ее под стол или выставляя за окно.
Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в
виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды
обносил зажженную лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.
ДОМОВОЙ-ДОМОЖИЛ (Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Суседка,
Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут,
Облом, Садолом) — представитель очага, по первоначальному значению
есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня,
пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода.
Это — малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью. По всему
лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с
православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях
Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая половина. Во
всяком случае он — Доможил, и за обычай житья в тепле и холе — Жировик и
Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная
«нежить» (ни дух, ни человек), домового называют еще Постень, как
призрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что
будто бы у него не хватает одного уха. В Белоруссии его называют также
Клецником — хранителем домовых клетей и кладовых. Если домовой разгневан,
то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его
называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется
начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому
понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме
есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями
той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он
заботится только о своем доме. На Руси домовой также является покровителем
кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество,
известное под названием «куриных именин».
ДОМОВОЙ-ДВОРОВОЙ — получил свое имя по месту обычного
жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым
духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных,
которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в
дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает,
а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и
сивых лошадей —— знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары
ему подносят на железных вилах в ясли.
ДРЕМА — вечерний и ночной дух. Любит детей, а со взрослыми не
так нежен. Приходит в сумерки. «Люлю, Дрема пришла, /По-под зыбочку брела,
/К Саше в люлючку легла. /Сашу ручкой обняла» (колыбельная песня).
ДИВИИ НАРОДЫ (бич божий) — великаны разрушительных бурь и гроз.
Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых, диких
кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому
«бичем божьим».
ДИВЫ — облачные духи, великаны и лешие. У сербов Див — великан,
у болгар — бурный вихрь. Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и
принималось славянскими племенами за название небесного свода; но так как,
с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними
соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и
так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши
усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало
употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском
былинном эпосе. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу
вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца
по значению богатырь. «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость
связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни
богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья
Муромец и Алеша Попович разделятся. Если в Илье Муромце подчеркивается его
крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное),
то Добрыня Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как князь,
упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его
дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное
Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при
Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вежество»,
знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на
гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры
татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж
восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея,
охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в
землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках
Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи,
спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как
слабость и даже предательство.
ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай
разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли
времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в
основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в
представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери
всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к
себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но
таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались
мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод.
ДАСУНЬ — темное царство, населенное дасу — демонами или
представителями неарийских, неславянских племен.
ДВОЕГЛАЗКА — черношерстная собака, имеющая над глазами два белые
пятна, которыми и усматривает она всякую нечистую силу.
|