А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
РАДИГОСТЬ (Редигость, Радигаст) — молниеносный бог, убийца и
пожиратель туч, и вместе с тем светозарный гость, являющийся с возвратом
весны. Земной огонь, признавался сыном Неба, низведенным долу, в дар
смертным, быстролетною молниею, и потому с ним также соединялась идея
почетного божественного гостя, пришельца с небес на землю. Русские
поселяне чествовали его именем гостя. Вместе с этим он получил характер
бога-сберегателя всякого иноплеменника (гостя), явившегося в чужой дом и
отдавшегося под защиту местных пенатов (т.е. очага), бога-покровителя
приехавших из дальних стран купцов и вообще торговли. Славянский Радигость
изображался с головою буйвола на груди.
РОД — наиболее древний неперсонифицированный бог славян. Бог
Вселенной, живущий на небе и давший жизнь всему живому, Род иногда
отождествлялся с фаллосом, иногда с зерном (в т.ч. солнечным и дождевым
зерном, оплодотворяющими землю). Позже это — прозвание Перуна как
представителя творческих, плодородящих сил природы; во время весенних
гроз, ударяя своим каменным молотом, дробя и разбрасывая скалы-тучи, он
призывал к жизни облачных великанов, окамененных холодным дыханием зимы;
говоря мифическим языком, он оживлял камни и творил из них исполинское
племя. Таким образом, великаны были его порождением, первым плодом его
творческой деятельности. В некоторых церковнославянских рукописях под
именем Рода разумеется дух, что вполне согласуется с областным
употреблением этого слова: в Саратовской губернии Род означал вид, образ,
а в Тульской — привидение, призрак. Глиняные, деревянные и каменные
изображения, охранные талисманы этого бога находят во время раскопок.
РОДОМЫСЛ — божество славян варяжских, покровитель законов,
податель благих советов, мудрости, красных и умных речей. Идол его
изображал человека в размышлении, упершего в лоб указательный перст правой
руки, в левой же руке — щит с копьем.
РОЖАНИЦЫ — наиболее древние неперсонифицированные богини славян.
Рожаницы — женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку,
растительному и животному миру. Позже Рожаницы персонифицировались —
получили имена собственные: Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зизя и т.д.
РУГЕВИТ (Руевит) — верховный бог одного из славянских племен.
«Руги» (луги) — название племени (возможно, самоназвание), а «вита» —
Жизнь. Идол Ругевита стоял в городе Карензе на острове Ругене, сделан он
был из огромного дуба, а храм представляли стены из красных ковров или
красных тканей. Богов, которых считали своими предками, покровителями и
воинственными защитниками племени, изображали с ярко выраженными мужскими
атрибутами. По описанию Саксона, кумир Ругевита был сделан из дуба и
представлял чудовище с семью лицами, которые все были на шее и соединялись
наверху в одном черепе. На поясе висело у него семь мечей с ножнами, а
восьмой, обнаженный, держал он в правой руке своей. Деревянные куколки
этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодиях. А
большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая
от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если
поход был удачным. Многоликость бога у древних славян обозначала его
неуязвимость. «Над древними подьемляся дубами, /Он остров наш от недругов
стерег; /В войну и мир равно честимый нами, /Он зорко вкруг глядел семью
главами, /Наш Ругевит, непобедимый бог. /И мнили мы: »Жрецы твердят
недаром, /Что если враг попрет его порог, /Он оживет, и вспыхнет взор
пожаром, /И семь мечей подымет в гневе яром /Наш Ругевит, наш оскорбленный
бог» (А.К. Толстой. «Ругевит»).
РОЖЕНИЦЫ (чистые, белые девы и жены, живицы, суженицы, судицы,
рожаницы, кресницы) — девы судьбы, присутствующие при рождении детей;
вещие предсказательницы судьбы новорожденных и помощницы в родах. Они
подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в
руках по горящей свече — знамение того светоча, которым возжигается пламя
жизни, почему и называют их кресницами (возжигательницами, от «крес» —
«огонь»). Эти мифические девы стоят в таинственной связи со звездами.
Рожаниц было две или три, позднее — семь. «Наконец пламя осветило и углы,
в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем
деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое
прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе
руками» (С.Д. Скляренко. «Святослав»).
РОСЬ — дочь Днепра, русалка, прародительница русских.
РУСАЛКИ (криницы, лоскоталки, земляночки) — водяные девы; души
усопших: детей, умерших некрещенными, либо потонувших или утопившихся
девушек. Русалки — представители Царства смерти, тьмы и холода,
поэтому-то, с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки
в темных недрах земных вод, еще холодных весною. С Троицына дня русалки
оставляют воды и живут в лесах на деревьях, служащих, по верованию древних
славян, жилищем мертвецов. У западных славян и малороссов русалки —
веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными
и заманчивыми голосами; в Великороссии — это злые и мстительные существа,
растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами,
всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без
всякой особой вины защекотать до смерти и потопить. В образе русалок
народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах:
русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и
щекочут на смерть завлеченных к себе неосторожных путников. Русалки живут
также и в горах и любят бегать по их скатам. На отождествление русалок с
душами усопших указывает также их прозвание земляночками, т.е.
обитательницами подземного мира мертвых.
РАРОГ (рариг, рарашек) — огненный дух, связанный с культом
очага. Согласно поверьям южных славян, рарашек мог появляться на свет из
яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарога
представляли в образе хищной птицы или дракона с искрящимся телом,
пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в
виде огненного вихря. Возможно, он генетически связан с древнерусским
Сварогом и русским Рахом (воплощение суховея).
РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия.
РЫБА — вариант змея-владетеля подземного царства.
РЖАНИЦА — дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство
представлялось древнему человеку воплощением стихийных духов, которые,
соединяя свое бытие с деревьями, кустарниками и травами (облекаясь в их
зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или
житных гениев. Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой
вершок шириной, по которым все колосья срезаны.
РА — река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную
Волгу, отделяющую Явь от небесного царства.
РАЗРЫВ-ТРАВА (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) —
листы ее имеют форму крестиков, а цвет подобен огню. Отыскивается в ночь
на Ивана Купалу, но где она растет — никому неведомо; достать ее весьма
трудно и сопряжено с большою опасностью, потому что всякого, кто найдет
ее, черти стараются лишить жизни. С ее помощью можно ломать все замки,
сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как она, подобно
папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для
прочтения символа веры и молитв Господней и Богородичной, то имеется,
следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем.
РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия.
РЮРИК. СИНЕУС И ТРУВОР — в древнерусских легендах
генеалогические герои, первые русские князья. Согласно легенде о призвании
варягов, приходившие «из-за моря» варяги собирали дань с племен чуди,
веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими. Из-за
возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы
ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимися русь, и призвали их
на княжение. На княжение избрались три брата: Рюрик, Синеус и Трувор «с
родами своими» и, взяв с собой «всю русь» (весь народ), утвердились в
городе — старший Рюрик в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске.
Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основателем династии. (По
последним исследованиям, Синеуса и Трувора не существовало: Синеус
по-скандинавски sine hus, что переводится как "со своим родом (семьей)", а
Трувор - tru war: с верной дружиной. То есть Рюрик приехал не с Синеусом и
Трувором, а со своей семьей и верной дружиной. Но это предположение еще не
доказано - Светозар)
РЯЖЕНЫЕ (Окрутники) — поселяне, облаченные в звериные шкуры. В
таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пляшут и
кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны, — чем
обозначался тот неистовый разгул, с каким являлись весною облачные духи.
|